Mix A Pancake Nursery Rhyme

В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды.

А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду, на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующим ярко пылающее солнце.

Маслена неделя

В Ростов полетела,

На пенечек села,

Оладышек съела,

Другой закусила,

Домой потрусила.

Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!" Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!"

Кидали в костер блины — «Гори, блины, гори, Масленица!» Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ — «Теща, люли, поджаривай блины!».

В Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напастий обряд. Они раздевались до гола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях ,,король" праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или кривляясь оголял при всех «срамные» части тела.

Шла сторонкою к нам,

По заулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы!

Блинов напекла,

Сама все пожрала,

А нам редьки хвост

Дала на пост!

Весело гуляла,

Песни играла,

Протянула до поста, -

Гори, сатана!

(Владимирская губ.)

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, А БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в сицевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда в котором чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины.

НА ГОРАХ ПОКАТАТЬСЯ, В БЛИНАХ ПОВАЛЯТЬСЯ

 

 

НЕ ЖИТЬЕ, А МАСЛЕНИЦА!

 

 

 

источник: http://www.edimdoma.ru/club/posts/610

Раздел: 
Темы: